Новейший период истории Русской Православной Церкви
Статья
Частью антирелигиозной политики советской власти была кощунственная кампания по вскрытию мощей. К 1920 г. по стране в целом произвели 58 вскрытий мощей. Вспоминаем доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаила Витальевича Шкаровского, который, опираясь на исторические документы, рассказывает о вскрытии мощей преподобного Александа Свирского, святителя Иоасафа Белгородского, праведного Иоанна Кронштадтского, благоверного княза Александра Невского. Доклад прочитан на Международной историко-богословской конференции «Покровские чтения в Брюсселе-2017» — «Русская Православная Церковь, сто лет после падения империи 1917-2017 гг.».
Статья
Целью статьи кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) является знакомство читателя с хроникой и состоянием взаимоотношений двух Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Церковные документы свидетельствуют о том, что отношения Русской и Чехословацкой Православных Церквей в период, когда ОВЦС возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отличались высокой степенью братского сотрудничества в различных сферах взаимодействия: межправославных отношениях, межхристианских контактах, христианском мирном движении, академических связях и, наконец, в духовном и молитвенном единении. Духовное родство лежало в основе поддержки со стороны Московского Патриархата в деле признания автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии в семье Поместных Церквей, в том числе Константинопольским Патриархатом, включения Чехословацкой Церкви в круг участников общеправославных встреч, а также во времена испытаний униатским ренессансом 1968 г. и в последующий период.
Статья
Статья старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Коломенской духовной семинарии протоиерея Димитрия Мурзюкова посвящена описанию и анализу архивного документа, хранящегося в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фонде, посвященном протоиерею, миссионеру и автору многочисленных публикаций священномученику Михаилу Чельцову (1870–1931 гг.). Документ является рукописной копией постановления Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. о совершении в день празднования Воздвижения Креста Господня на всех петроградских приходах особого моления, включающего чин воздвижения Креста, крестный ход и таинство Елеосвящения, последование которого имеет ряд особенностей. Этот архивный материал представляет научный интерес в качестве иллюстрации церковной жизни и богослужебной практики Петроградской епархии начала ХХ в. В приложении публикуется текст анализируемого рукописного документа, а также фотографии архивных материалов, связанных с исследуемым документом.
Статья
В статье председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, кандидата богословия, профессора протоиерея Максима Козлова рассказывается о возрождении духовного образования в Русской Церкви в 1943‒1948 годах. Духовные школы, практически уничтоженные в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны пережили второе рождение, укрепились и впоследствии смогли выжить во время хрущёвской антирелигиозной кампании.
Статья
В начале ХХ века перед Церковью в Российской империи возникло множество сложных вызовов. Одним из проблематичных вопросов стала реализация монашеского идеала в совершенно новых реалиях церковно-государственных преобразований и волнений. Начиная с 1909 г. появилась позитивная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики. Перед созывом Поместного Собора 1917–1918 гг. важной вехой стал съезд представителей монастырей, состоявшийся в Троице-Сергиевой Лавре в 1917 г. Принятые на этом форуме монастырских насельников решения несли отпечаток предшествующих дискуссий и наработок, но вместе с тем имели и новые тенденции. Именно благодаря этому выработанные положения стали фундаментом для продуктивной работы Поместного Собора.
Статья
Как меняется служение священников и представление общества о нём? Портал «Богослов.Ru» расспросил об этом шестерых клириков из разных регионов России и из-за рубежа, которые служат уже больше двадцати лет. Ответы получились довольно неожиданными. Материал подготовлен в рамках специального проекта «Священник XXI века» совместно с интернет-журналом «Татьянин день».
Статья
В статье кандидата исторических наук, доцента кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Светланы Валерьевны Григорьевой рассматривается история создания Русских духовных миссий в Абиссинии во второй половине XIX — начале ХХ в. По мнению ряда представителей правящей элиты и Русской Православной Церкви, именно церковные контакты в условиях обострения борьбы за Африканский континент могли стать базой и прикрытием для развития официальных дипломатических отношений между Эфиопской и Российской империями, заинтересованными в получении военно-морской базы или порта на берегу стратегически важного Красного моря. Институт духовных миссий к этому времени стал важным инструментом «мягкой силы» в деле знакомства зарубежной общественности с Русским миром, достижениями российской культуры и цивилизации. Идея создания Русской духовной миссии в Абиссинии принадлежала архимандриту (позже епископу) Порфирию (К. А. Успенскому), который был инициатором организации и главой подобной структуры в Иерусалиме (1847–1853) и понимал важность установления русско-эфиопских связей. Обострение ситуации на Ближнем Востоке в 1850 гг. и начавшаяся Крымская война не позволили Порфирию осуществить задуманное. Его планы с разной степенью успешности попытались реализовать позднее архимандриты Паисий (В. Ф. Балабанов) в 1888–1889 гг., Ефрем (М. М. Цветаев) в 1894–1895 гг., иеромонах Антоний (А. К. Булатович) в 1911 г. В работе осуществлен анализ этих попыток и их результатов.
Статья
Статья протоиерея Сергия Звонарёва призвана послужить популяризации опыта взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей в период возглавления Отдела внешних церковных сношений одним из наиболее ярких иерархов Русской Церкви второй половины XX столетия – митрополитом Никодимом (Ротовым). Достижению поставленной цели служат обработка и анализ материалов архива Отдела внешних церковных связей и Государственного архива Российской Федерации, фонды которых содержат документы, раскрывающие характер двусторонних церковных контактов, специфику служения Русской духовной миссии в Иерусалиме. Русское церковное представительство на Святой Земле выполняло как историческую миссию – служение нуждам паломников и поддержание отношений со священноначалием Иерусалимской Церкви, – так и обеспечивало широкий круг представительских контактов, в том числе с государственными властями и дипломатами. На положении Русской духовной миссии в Иерусалиме сказывалось состояние советско-израильских и советско-иорданских отношений. В то же время, несмотря на изменения политического климата, Московский и Иерусалимский Патриархаты стремились сохранять братское общение.
Статья
Статья аспиранта кафедры истории России XIX века — начала ХХ века исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольги Александровны Илюхиной посвящена изучению концепта «соборность» в представлениях профессоров университетов и духовных академий — участников Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В центре внимания автора дискуссия о содержании этого термина в Отделе о высшем церковном управлении в сентябре-октябре 1917 г. Автор обращается к протоколам соборного отдела и анализирует представленные в ходе обсуждения аргументацию и источники взглядов профессоров на соборность. В выводе исследования подчеркивается, что дискуссия стала инструментом самоопределения ученой элиты в новых политических условиях. Соборность оказалась тесно связана с проблемой восстановления патриаршества и устройством высшего церковного управления, ролью мирян. Все докладчики поддерживали мнение, что соборность — это свойство Церкви, принцип ее жизни, характеристика единства всех верующих в ней. При обосновании необходимости большего участия клириков и мирян в церковных делах все они, за исключением А. И. Покровского, признавали особый статус архиерея в принятии решений. Одновременно не все из них поддерживали восстановление патриаршества, для многих оно представлялось угрозой соборности и поражением в правах прежде всего епископов, а не мирян.
Статья
Архимандрит Дамаскин (Орловский) начал собирать сведения о новомучениках и исповедниках ХХ века еще в советские годы, задолго до их прославления. Благодаря ему со слов очевидцев были составлены и записаны десятки биографий современных подвижников. Сейчас отец Дамаскин — член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Мы поговорили с ним о том, как отличать подлинные сведения от неточных, почему почитание новомучеников должно быть неотъемлемой частью духовной жизни, а также о том, возможны ли подобные гонения сейчас.
Статья
Вспоминаем доклад Ивана Евгеньевича Кожевникова на III Научно-практической конференции «Уржум Православный», посвященной 425-летию православия на Уржумской земле и 90-летию открытия в Уржуме викарной архиерейской кафедры.
Статья
Вспоминаем статью доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, в которой сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920–1930-х гг. – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом.
Статья
О том, чтим ли мы на самом деле новомучеников, «Богослов.Ru» побеседовал с протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем храма святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Воскресения Христова) в Бутове.
Статья
Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина, представленный на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского государственного университета, где анализируются причины неприятия этой политики в церковных кругах.
Статья
О низовых инициативах «мучениколюбцев» и богословском осмыслении памяти беседуем с Игорем Владимировичем Гарькавым — директором Мемориального центра «Бутово». Беседа состоялась в дни Рождественских чтений, в рамках которых Мемориальный центр провел семинар, посвященный методологии сохранения памяти новомучеников.
Статья
Протоиерей Григорий Пономарев служил в Зауральском регионе, сохранил веру, несмотря на жестокие гонения. Вернувшись из концлагеря и ссылки к служению, он как миссионер помогал приобщиться к Церкви людям, получившим антирелигиозное воспитание. Для этого собирал апологетические материалы, составлял сборники святоотеческих поучений («Цветники»), писал статьи («самиздат»). Его личный подвиг отражен в духовном дневнике, где прослеживается ревностная борьба со страстями и побуждение себя к добродетелям, аскетическое отношение к отпущенному Богом для духовного возрастания времени. Отец Григорий постоянно перечитывал дневник для того, чтобы его «духовное строительство» не останавливалось. Служение протоиерея Григория находит параллели в служении его великого современника, старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), и представляет интерес для исследований по пастырскому богословию.
Статья
Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (город Бердянск Запорожской области, 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами — лубенским и григорианским.